Kadokawa: Интервью с хореографом BABYMETAL Mikikometal [2020]

MIKIKOMETAL о росте BABYMETAL

MIKIKOMETAL отвечает за хореографию BABYMETAL. Как ей удалось создать уникальные и запоминающиеся танцевальные постановки, которые одновременно контрастируют с эстетикой метала и соответствуют ей? Мы посмотрим на BABYMETAL глазами человека, который работал с группой с момента её основания, и узнаем, какой рост она наблюдала на протяжении этих лет.

Хореограф и режиссёр Микико руководит танцевальной труппой «ELEVENPLAY». Она ставила хореографию и режиссировала большинство песен и живых выступлений BABYMETAL и Perfume, а также работала над множеством музыкальных клипов, рекламных роликов и театральных постановок. Она получила широкое признание не только в Японии, но и за её пределами, особенно в сфере медиа-искусства. В качестве режиссёра она активно сотрудничает с различными творческими личностями, внедряя новые технологии в индустрию развлечений.

Хореография, рождённая из незнания хэви-метала

— MIKIKOMETAL обучает BABYMETAL танцам и хореографии ещё с тех пор, когда участницы были в начальной школе. Как один из основателей группы, каким вам казался этот проект на тот момент?

Когда продюсер KOBAMETAL рассказал мне, что концепция группы — это синтез айдол-культуры и хэви-метала, я подумала: «О, это интересно!». Хотя сама я не особо разбиралась в металле. Как оказалось, у этого жанра есть свои правила и традиции, особенно в плане живых выступлений, и KOBAMETAL с самого начала настаивал на их важности. Когда я получила первую песню, он сказал: «Здесь нужно немного хедбэнгинга. А вот тут, скорее всего, зрители будут бегать кругами, так что нужен элемент, который как бы контролирует их движение». У него было очень чёткое видение, и я постепенно изучала такие вещи, как «Bowing Down Hedoban» (хэдбэндинг в поклоне), вместе с девочками.

В каком-то смысле, незнание жанра стало преимуществом

Например, мы решили попробовать синхронный хедбэнгинг в ритм музыке, а также добавить движение, в котором MOAMETAL и YUIMETAL раскручивают свои хвостики, что создавало очень милый образ. Это получилось именно благодаря отсутствию стереотипов. Думаю, если бы я глубже знала хэви-метал, то не смогла бы выйти за рамки устоявшихся канонов. Так рождалась хореография к нашей первой песне «Doki Doki☆Morning» (смеётся).

Знаменитый «лисий знак» (Fox Sign), который сейчас стал фирменным жестом BABYMETAL, тоже появился случайно. Девочки просто ошиблись, когда пытались повторить традиционные жесты металлистов. Но нам это показалось забавным, и мы решили оставить так, как есть. Вот так мы и подбирали элементы на ходу.

Следующая песня, «Ijime, Dame, Zettai», начинается с того, что MOAMETAL и YUIMETAL выбегают с обеих сторон сцены, пересекаются и затем подпрыгивают, скрестив руки. Эта песня привлекла внимание поклонников хэви-метала.

Мы добавили этот интро-элемент просто потому, что нам было интересно, насколько быстро они могут бегать (смеётся). Хореография родилась из идеи, что будет забавно наблюдать, как эти крошечные девочки несутся через сцену изо всех сил. Движение с перекрещиванием рук в припеве было разработано вместе с KOBAMETAL, а жест с соединёнными большими пальцами в середине речитатива появился в результате экспериментов с участницами — мы искали более выразительное и интересное решение.

Конечно, они увлечены танцами, но у меня сложилось впечатление, что они ещё и великолепные актрисы. Достаточно было просто описать им в студии образ песни и световое оформление, как они тут же всё понимали. Их интуитивное восприятие было поразительным. Обычно каждую секунду выступления приходится заполнять хореографией, но благодаря их способностям я могла позволить им просто идти или бежать в нужные моменты. Думаю, это их главное преимущество.

Они тренировались, как спортсменки

— Хотя сейчас девушки активно участвуют в создании образа BABYMETAL, каким был оригинальный состав, когда группа только формировалась?

SU-METAL обладает отличными лидерскими качествами. Она не просто старшая — её авторитет основан на том, что она получает от процесса наибольшее удовольствие и вкладывает в работу больше всего сил и энергии. Это проявляется в её языке тела. Однако за кулисами SU-METAL… немного рассеянная (смеётся), и, возможно, именно это создаёт идеальный баланс внутри группы.

После подписания контракта с крупным лейблом в 2013 году их подход изменился: с ростом сцены и расширением деятельности давление на них становилось всё сильнее. Чем больше становился зал, тем мощнее звучали их голоса. Это честная, естественная реакция на взросление. Возможно, их тела инстинктивно подстраивались под новые условия, и они осваивали большие площадки, даже не осознавая этого. Мне не нужно было говорить им, что в крупном зале нужно танцевать энергичнее — они делали это сами, без подсказок.

С увеличением сценических площадок возросли и расстояния, которые им приходилось преодолевать на сцене, что потребовало большей выносливости. Рост BABYMETAL совпал с их физическим развитием. Они превратились из девочек в молодых женщин, изменилась их осанка, появилась мускулатура.

Многие движения пришлось пересмотреть, чтобы избежать травм. Девушки постоянно учились заново использовать своё тело, сталкиваясь с необходимостью тренироваться как профессионалы. Например, теперь они уделяют много времени растяжке до и после выступлений, а также тренировкам на укрепление корпуса. В прошлом они могли танцевать без разминки, но после выступлений сильно уставали, поэтому их подготовка начала напоминать тренировки спортсменов, направленные на снижение усталости.

«Мы можем больше» — это то, что мы почувствовали после первого выступления в Великобритании

BABYMETAL начали выступать за границей. MIKIKOMETAL, которая сопровождала группу на их первый концерт в Великобритании, признаётся, что её переполняли эмоции.

Я слышала, что BABYMETAL популярны за рубежом, но, увидев это своими глазами, я испытала мурашки по коже. Реакция зрителей в Японии и за границей была одинаковой, их восторг ничем не отличался.

Во время «The One» случился почти чудесный момент: весь зал изо всех сил пытался подпевать на японском языке, а люди поднимали флаги своих стран. Это было невероятно трогательно — видеть, как публика реагирует так, как мы даже не ожидали.

(Примечание переводчика: поднятие национальных флагов во время *The One* произошло на концерте Live at Wembley в 2016 году, а не во время первых шоу BABYMETAL в Великобритании в 2014 году. Тем не менее, можно предположить, что Микико-сан в своём ответе объединила несколько ярких воспоминаний о зарубежных выступлениях.)

Этот тур по Великобритании дал нам многое

Мы все чувствовали, что внезапно оказались в месте, о котором даже не мечтали. Между нами установилось молчаливое взаимопонимание — все были готовы отдать всего себя ради того, чтобы это шоу стало лучшим, как если бы оно было последним. В то же время, после концерта у нас было ощущение, что мы могли бы выступить ещё лучше.

Японской команде пришлось работать с коллегами, говорящими на других языках и представляющими разные культуры. Это было нелегко, но благодаря этим сложностям мы смогли поставить перед собой цель на будущее. Этот опыт оказался невероятно ценным, и зарубежные гастроли сыграли огромную роль в их развитии.

Прежде всего, было здорово, что они научились управлять публикой на английском языке. Кроме того, хотя в Японии нам всё чаще приходилось выступать на огромных аренах перед тысячами зрителей, за границей мы снова возвращались к уютной атмосфере небольших клубных концертов. Они научились адаптироваться как к большим сценам, где публика кажется далёкой, так и к небольшим, где можно видеть выражения лиц даже у зрителей в самом конце зала.

После возвращения из зарубежных поездок я заметила, что их выступления буквально расцвели — они всё больше становились настоящими артистами.

Они чётко выразили, что хотят сохранить

Они выросли как физически, так и морально. По мере расширения их деятельности психологическая поддержка стала играть всё более важную роль.

Можно сказать, что после того, как ты накопил достаточно опыта и развил своё тело как профессионал, единственным оставшимся вызовом становится психология. Ощущение абсолютной уверенности и желание выложиться на 120%, которое они испытывали в детстве, нельзя привить искусственно — это особая магия, свойственная только юности, и я всегда ценила её, пока она длилась.

С опытом приходит страх. Раньше они просто делали то, что им нужно было делать, не задумываясь о последствиях, не зная даже, что такое волнение. Но с годами, когда ты начинаешь осознавать риски, могут закрасться тревожные мысли вроде «А что, если я ошибусь в этом месте?».

По мере взросления BABYMETAL, вероятно, столкнулись с этим страхом и боролись с ним. Но они продолжали двигаться вперёд, несмотря на обстоятельства, в которых им буквально приходилось «идти дальше во что бы то ни стало». Как будто для них даже не было варианта оступиться из-за страха ошибки. Это был бесценный опыт, который они вряд ли смогли бы получить где-то ещё.

Я работала с многими артистами, но среди всех BABYMETAL действительно особенные. Мне очень интересно, что они почувствуют ещё через пять лет.

2018 год стал поворотным моментом: переход от формата трио

Самым сложным было решить, какую форму теперь примет их выступление. Теоретически, дуэтная расстановка была возможна, но привычная треугольная формация обладала невероятной силой, позволяя каждой из участниц сиять в своей роли. Поэтому мне пришлось тщательно продумывать новую структуру, рассматривая множество вариантов, чтобы найти систему, которая лучше всего подойдёт для нашей концепции.

Так родилась система «Avengers» (Мстителей) — поддерживающих танцовщиц. Но если у нас три «Мстителя», то каждому из них приходится отдельно разучивать и отрабатывать одни и те же элементы. Это было физически тяжело, но ещё сложнее оказалось передать новые участницы неписаные правила сцены, атмосферу и связи, которые SU-METAL и MOAMETAL ощущали на интуитивном уровне, но никогда не проговаривали словами.

Однако я чувствовала, что обе девушки полны решимости «не допустить ни капли негатива» и сжигаемы жгучим желанием сохранить всё, чего они достигли. Репетиции проходили в невероятно позитивной атмосфере, и казалось, что мы выкладываемся больше, чем когда-либо.

Что бы ни случилось, они смогут пройти через это вместе

За годы опыта BABYMETAL прошли через множество изменений и испытаний, и MIKIKOMETAL наблюдала за их ростом с самого детства. Вот что она говорит о них сегодня:

— Если оглянуться назад, те качества, которые меня впечатлили при нашей первой встрече, остались с ними до сих пор.

MOAMETAL всегда была милой и душой компании. Но уже тогда она внимательно наблюдала за окружающими, быстро улавливала настроение взрослых и отлично понимала, когда можно пошутить, а когда стоит быть серьёзной. Это её удивительный талант, который она сохранила по сей день.

SU-METAL… она, конечно, «интересная» (смеётся). Она очень яркая и жизнерадостная, но в то же время невероятно самодостаточная — она может всё делать сама. С юных лет у неё было удивительное умение анализировать себя и свою роль, а значит, и правильно взаимодействовать с людьми вокруг. Думаю, это её врождённый дар.

Что бы вы хотели сказать BABYMETAL в их 10-летний юбилей?

Думаю, в какой-то момент мог возникнуть конфликт между тем, чего вы сами хотели, и тем, что от вас требовали. В конце концов, BABYMETAL изначально стали чем-то совсем иным, нежели путь, который вы выбрали сами.

Я уверена, что у вас нет сожалений, ведь вы всегда выкладывались на 100%, но, возможно, бывали моменты, когда вы задавались вопросом: «А что было бы, если бы мы не стали частью BABYMETAL?» или «Может быть, мне бы больше понравилось быть той улыбающейся айдол, которой я всегда восхищалась?».

Наблюдая за вами, я не раз думала, что такие размышления могли вас посещать. Но BABYMETAL — это нечто уникальное, что было дано создать только вам. Это опыт, который невозможно повторить, и я надеюсь, что оглядываясь назад, вы ощущаете радость от того, что стали частью этого путешествия.

Мне очень интересно, какими женщинами вы станете, когда приобретёте ещё больше опыта и вам исполнится 30, 40 лет. Как этот путь повлияет на вашу жизнь дальше? Я с нетерпением жду ответа на этот вопрос.

Конечно, впереди у вас будет ещё немало испытаний. Но я верю, что у вас есть сила преодолеть всё, что встретится на вашем пути. Поэтому я надеюсь, что вы будете бережно относиться к каждому моменту своей жизни, заботиться о себе и продолжать наслаждаться этим удивительным путешествием.