Это перевод японского интервью с KOBAMETAL, продюсером BABYMETAL, опубликованного на сайте Nikkei Trendy. Мы постарались перевести текст максимально точно, но возможны небольшие неточности. Курсивом в скобках добавлены комментарии для углубления в контекст.
Почему уникальная метал-айдол-группа BABYMETAL стала популярной?
BABYMETAL была создана в 2010 году на основе концепции «объединения айдол-культуры и металла». Это трио участниц из айдол-группы Sakura Gakuin выступает под названием «Juonbu» (клуб тяжелой музыки), привлекая внимание своей уникальной концепцией в мире айдолов. Их популярность выходит за рамки традиционной аудитории айдол-групп благодаря сочетанию тяжелого металла с типичными айдол-выступлениями, а также за счет мастерского владения элементами, которые ценят фанаты металла. Благодаря YouTube их музыка завоевала поклонников не только в Японии, но и по всему миру.
Мы поговорили с KOBAMETAL, продюсером из Amuse и главным идеологом BABYMETAL, о создании группы и ее роли в музыкальной индустрии.
Вопрос: BABYMETAL выделяется среди множества айдол-групп, таких как AKB48 и Momoiro Clover Z. Что подтолкнуло вас к идее объединения метала и айдолов?
KOBAMETAL: Самый простой ответ – мне нравятся и металл, и айдолы.
Например, все знают об успехе Perfume, которые объединили техно и айдол-музыку. Я подумал, что если создавать новый жанр, то идеальным сочетанием станет металл и айдолы. В это же время я познакомился с вокалисткой BABYMETAL – SU-METAL (Сузука Накамото из Sakura Gakuin). Когда я услышал ее естественный голос, у меня возникла идея: «А что, если создать айдол-группу с «хоровым» пением в метал-стиле?»
Хотя мне нравится айдол-музыка, я в первую очередь фанат метала. Именно создание BABYMETAL позволило мне объединить мою любовь к этим двум жанрам. Я хотел создать «метал-группу, маскирующуюся под айдол-группу», которая затем превратится в «темного героя» айдол-индустрии.
В BABYMETAL я хотел подчеркнуть контраст между миловидностью трех участниц и мощью металла. Название BABYMETAL пришло как будто свыше: оно сочетает милое слово «Baby» и грубую энергетику «Metal», а также символизирует рождение нового направления в металле.
Вопрос: Создавая песни BABYMETAL, что вы учитываете при написании музыки?
KOBAMETAL: При создании композиций и концертных выступлений я стремлюсь уважать традиции метал-сцены и строить музыку так, чтобы BABYMETAL органично вписывались в этот стиль. Хотя в айдол-музыке иногда использовались элементы метала, BABYMETAL основаны именно на полноценном металлическом звучании.
Металл – очень разнообразный жанр, и его сложно охарактеризовать одной фразой. Обычно люди представляют длинноволосых музыкантов в кожаных куртках, кричащих что-то под звучание мощных гитарных риффов. Однако в Японии существует множество вариаций метала: от классического в духе Iron Maiden до групп, сочетающих металл с хардкором (например, Maximum the Hormone), панк-метал (Emo Screamo) и визуальный металл.
У каждой из этих разновидностей есть свой особый стиль, и менять звучание уже сформированной группы – непростая задача. Однако поскольку BABYMETAL изначально задумывались как айдол-группа, подходящая к металлу, у нас есть возможность гибко экспериментировать со звуком и стилями, сохраняя при этом лучшее, что могут дать участницы.
Вопрос: Как именно были выбраны участницы для BABYMETAL?
KOBAMETAL: BABYMETAL является частью подразделения Juonbu в группе Sakura Gakuin. Само планирование проекта BABYMETAL началось примерно в 2009 году, когда группа Karen Girls, где главной вокалисткой была Су-Метал (Накамото Сузука), распалась.
Я начал подбирать остальных двух участниц, сделав Су-Метал центральной фигурой группы. Поскольку у нее уже была уникальная харизма и сценическое присутствие, я решил дополнить ее совершенно новым образом. В голову пришла идея создать контраст и добавить двух девушек, которые выглядели бы как ангелы, танцующие вокруг нее. Так в группу были приглашены ЮиМетал (Мизуно Юи) и МоаМетал (Кикучи Моа).
Многие говорят о том, что BABYMETAL использует гроулинг, скриминг и брейкдауны в своих песнях, созданных на основе айдол-музыки. Но важно понимать, что все это стало возможным благодаря потенциалу самих участниц. Подобные экстремальные композиции и выступления просто невозможно было бы воплотить, если бы у девочек не было соответствующих вокальных данных, выносливости и гармоничного баланса между ними.
Вопрос: Песня Headbanga!, выпущенная в июле, была написана Нарасаки, известным в мире металла благодаря Coaltar of the Deepers. Как происходит процесс создания музыки для BABYMETAL?
KOBAMETAL: Каждый раз при создании новой композиции я в первую очередь разрабатываю концепцию, а затем обращаюсь к конкретному композитору. Когда я прошу написать песню, у меня уже есть четкое представление о ее идее, атмосфере текста, мелодии, хореографии, формате живого исполнения и даже реакции, которую я ожидаю от публики. Так, для Headbanga! изначальная задумка была связана с тематикой хедбэнгинга.
Лично для меня эта песня сочетает в себе страсть к visual kei-сцене и некую странность, которая заставляет слушателя воскликнуть: «Что это вообще такое?!». Чтобы усилить этот эффект, я сознательно использовал термины из фанатского сленга, такие как «Саку» (расцвет), «Досен» (центр сцены), «Гякудай» и другие выражения, известные среди поклонников металла, особенно женской аудитории (bangers). Также я добавил отсылку к the GazettE, включив в постановку элемент Dogeza Hedoban (когда фанаты опускаются на колени и кланяются в пол).
Я подхожу к процессу создания песен комплексно, обсуждая все детали с текстовиками, композиторами, аранжировщиками, звукоинженерами и хореографами. Например, с Нарасаки мы проводили бесконечные обсуждения и доводили до совершенства даже мельчайшие нюансы. Я мог спросить: «Я бы хотел добавить тарелки в этом месте – что ты думаешь об этом?». Также в Headbanga! я хотел встроить ритмику, напоминающую PPPF handclapping (особый ритм хлопков, популярный у фанатов айдолов). Обсудив это с Нарасаки, мы пришли к решению добавить double bass drum для усиления метал-звучания.
Вопрос: Вы объясняете участницам концепцию песен в деталях?
KOBAMETAL: Я стараюсь максимально раскрыть индивидуальные особенности каждой из участниц, поэтому не считаю нужным подробно рассказывать им обо всех идеях, заложенных в композиции.
Например, в Headbanga! я хотел подчеркнуть тот факт, что Су-Метал исполнялось 15 лет, и использовал в качестве мотива образ «бэнгера». Это отразилось в тексте «15 (Ичиго) но ёру», передающем дух подростков, которые стремятся вперед, не задумываясь о последствиях. Он также перекликается с образом преданных фанатов метал-групп. Однако я не объяснял всей этой концепции участницам напрямую.
С хореографом BABYMETAL, Микико, мы часто обсуждаем важность индивидуальности и творческой свободы девочек. В процессе работы над новой песней бывает, что девочки сами интуитивно добавляют интересные движения, и Микико решает включить их в финальную постановку. Так, в Headbanga! появилась знаменитая сцена, где ЮиМетал и МоаМетал одновременно поднимают свои твintails (два хвостика). Этот элемент был включен после того, как Микико увидела, как они спонтанно сделали это на репетиции.
Вопрос: Вы специально ставите перед девочками метал-музыку или обучаете их истории этого жанра?
KOBAMETAL: В целом, нет. Раньше, когда их спрашивали на интервью, какая их любимая метал-группа, я давал им несколько названий, но в конечном итоге они сами начали изучать этот жанр.
Кстати, знаменитый «лисий знак» (kitsune sign), который так тесно ассоциируется с BABYMETAL, появился случайно. Когда я показывал им «дьявольские рога», девочки начали играть с тенями на стене, создавая силуэты лис. Мне это показалось забавным и интересным, поэтому я решил, что этот элемент должен остаться. В итоге девочки наполняют каждую песню своим уникальным стилем, даже если порой задаются вопросом: «А что такое метал на самом деле?»
Вопрос: В песнях Babymetal можно увидеть множество «оммажей, которые ценят метал-фанаты», таких как знак Лисы. Можете привести другие примеры?
KOBAMETAL: В песне «Ijime, Dame, Zettai», которая выйдет в январе следующего года, есть такие элементы, как «Dame Jump», когда девушки подпрыгивают, скрестив руки, и «Wall of Death», где ЮиМетал и МоаМетал пробегают мимо друг друга в противоположных направлениях во вступлении к песне.
Кроме того, включение шейного корсета в лимитированное издание «Headbanga!» и проведение мероприятия в честь релиза в легендарном клубе Meguro Rockmaykan, считающемся меккой японского метала, также были данью уважения японской метал-сцене.
Вопрос: Вы не только уделяете внимание деталям исполнения, но и создаете целостный мир во время живых выступлений. Почему это важно?
KOBAMETAL: В отличие от нынешних айдол-групп, которые воспринимаются как часть повседневной жизни, Babymetal стремится создать атмосферу «чего-то особенного». Именно поэтому мы стараемся сделать так, чтобы зрители попадали в мир, максимально отдаленный от реальности. Мы рассказываем историю с момента открытия шоу и до его завершения, избегая стандартных выступлений с разговорами между песнями. Вместо этого мы используем видеовставки, музыку и сценическое оформление.
Однако главной составляющей, создающей ощущение «особенности», является мощная энергетика, которую девушки передают на концертах. Эта энергия заряжает зрителей и способствует возникновению элементов, таких как мошпиты и переклички с публикой, которые стали визитной карточкой выступлений Babymetal.
У Babymetal есть концепция, согласно которой «божественная сущность воплощается в Су-Метал, ЮиМетал и МоаМетал». На самом деле, сами девушки говорят, что почти не помнят, что происходит во время живых выступлений. Это неудивительно – их выступления очень энергичны, и, вероятно, они испытывают нечто похожее на «эйфорию бегуна», погружаясь в состояние, близкое к трансу. Мне кажется, что зрители воспринимают этот накал эмоций и страсти, что создаёт подлинное чувство единения – почти сродни одержимости – между девушками и публикой.
Вопрос: Какой состав аудитории на живых выступлениях? Кто является основной фанатской базой Babymetal?
KOBAMETAL: На концерте 6 октября в Shibuya O-East мы собрали в общей сложности 2 600 зрителей на двух выступлениях. Следующий концерт пройдет в Akasaka Blitz, вмещающем 1 500 человек. В целом мы предпочитаем проводить концерты в формате «все стоя». Нам интересно, насколько далеко распространится популярность Babymetal в будущем.
Основную аудиторию составляют мужчины в возрасте от 20 до 40 лет, которые увлекаются айдол-культурой. Однако атмосфера на концертах Babymetal отличается от стандартных выступлений айдол-групп — здесь больше людей, ищущих мощные эмоции и ощущения, характерные для выступлений крупных метал-групп.
Кроме того, среди фанатов есть люди, увлеченные субкультурой и метал-музыкой. В последнее время число женщин в фан-базе увеличивается, и в интернете появляются многочисленные видео в стиле «Odottemita» («Я станцевала это сама»), где поклонницы исполняют танцы Babymetal в косплее, а также ролики от фанатов Visual Kei-групп (Visual Kei — это японское музыкальное и культурное движение, характеризующееся ярким андрогинным стилем, сложными костюмами, экстравагантным макияжем и сочетанием различных жанров рока и металла) как в Японии, так и за ее пределами.
Вопрос: До «Headbanga!» в 2011 году вышла «Doki Doki Morning», а в марте 2012 года — «iine!». У «Doki Doki Morning» явно чувствуется айдол-звучание.
KOBAMETAL: Если рассматривать только припев «Doki Doki Morning», то действительно можно услышать классическую айдол-песню. Это, пожалуй, самая попсовая композиция Babymetal. Она была впервые исполнена на концерте Sakura Gakuin, и, вероятно, именно поэтому мы выбрали более мелодичную и запоминающуюся песню. Конечно, метал-фанаты могут сказать, что «это совсем не металл», но меня это совершенно не беспокоит.
Большинство песен Babymetal создаются в технике «мэшапа», когда различные мелодии комбинируются и смешиваются. Именно поэтому над «Doki Doki Morning» работало сразу несколько композиторов.
Вопрос: Необычно ли тратить так много времени на создание айдол-песни?
KOBAMETAL: Лично я не слышал, чтобы кто-то создавал айдол-песни подобным образом. При записи композиций мы не поручаем работу одному автору, а собираем всех участников в студии, где каждый может высказывать свое мнение. Это придает процессу особую энергетику. Однако из-за столь сложного процесса у нас выходит не так много песен.
Для «iine!» мы использовали элементы метал-жанра «Screamo Pikorimo». В этой композиции также применяется мэшап-техника, поэтому она сочетает в себе элементы дэсс-метала и хип-хопа.
Вопрос: «iine!» был выпущен как сплит-CD с «Kiba of Akiba». Можете рассказать подробнее об этом?
KOBAMETAL: Поскольку Babymetal принадлежит к независимому лейблу «Juonbu Records», мы решили следовать традиции инди-культуры, когда новые группы или группы с близкими музыкальными взглядами выпускают совместные альбомы.
Когда мы определились с этим подходом и начали искать подходящую группу, мы наткнулись на Kiba of Akiba. Нам показалось, что у нас с ними есть много общего в том, как мы объединяем метал-культуру с отаку-культурой (Отаку-культура — это субкультура, связанная с увлечением аниме, мангой, видеоиграми и другими аспектами японской поп-культуры), и мы были уверены, что совместная работа получится интересной.
Вопрос: Вы стараетесь интегрировать различные элементы метал-культуры в Babymetal. Какие отклики вы получили от метал-фанатов?
KOBAMETAL: Они либо категорически «за», либо категорически «против». Будучи давним поклонником металла, я понимаю, что для настоящих металлистов Babymetal может казаться чем-то раздражающим. С самого начала мы не претендовали на звание аутентичной метал-группы, а представили новый стиль, поэтому я не могу винить тех, кто скептически к нам относится. Нам потребуется немало времени, чтобы действительно проникнуть в их среду.
Но я не считаю плохим тот факт, что вокруг Babymetal идет дискуссия. В метал-сцене всегда появлялись новые стили, которые сначала подвергались критике, но со временем становились самостоятельными жанрами. Когда Metallica только начинала, они тоже подвергались нападкам. То же самое было и со Slipknot в 90-х. Поэтому я считаю, что чем больше группу обсуждают, тем больше у нее потенциала. Именно этот фактор «странности», который не вписывается ни в чистый метал, ни в айдол-культуру, я воспринимаю как наше главное достоинство.
Вопрос: С момента выхода «Doki Doki Morning» на YouTube в октябре 2011 года видео собрало более миллиона просмотров. Кажется, что среди комментаторов очень много иностранных зрителей. Вы изначально рассчитывали на зарубежную аудиторию?
KOBAMETAL: Я подозревал, что это вызовет определенный интерес, но даже не мог представить, что Babymetal привлечет столько внимания.
Мы снимали клип на очень ограниченный бюджет, и все роли исполняли наши сотрудники. Учитывая это, я был сильно удивлен конечным результатом. Конечно, комментарии были как положительные, так и отрицательные.
Вопрос: В каких регионах мира отклик на Babymetal наиболее заметен? Планируются ли зарубежные выступления?
KOBAMETAL: Наибольший интерес проявляют страны Северной Европы и США, где сильно влияние метал-культуры. Однако мы также видим отклик в Южной Азии и других частях Европы.
В этом году нас пригласили выступить на метал-фестивале в США, но из-за плотного расписания мы не смогли принять участие. Однако в будущем мы хотим расширять нашу международную деятельность.
Девочки очень тронуты тем, что их видео активно смотрят за границей, оставляют положительные комментарии. Они с нетерпением ждут возможности выступить перед своими фанатами за пределами Японии.
В интернете появляется все больше видео с танцевальными каверами. На Facebook 80-90% «лайков» мы получаем от людей, не проживающих в Японии, и это пользователи самых разных национальностей. Думаю, Babymetal воспринимается как уникальное японское развлечение, наравне с Visual Kei-группами, айдолами, Хацунэ Мику (Хацунэ Мику — виртуальная певица и один из самых известных вокалоидов, чьи выступления проходят в виде голографических 3D-шоу) и аниме.
Вопрос: Вернемся к японской сцене. На фестивале Summer Sonic в августе Babymetal стали самой молодой группой-участницей. В Twitter и других соцсетях было много обсуждений от людей, которые раньше не интересовались айдолами. Как вам удалось попасть на этот фестиваль?
KOBAMETAL: Организаторы фестиваля посчитали Babymetal новой вехой в музыке и связались со мной на раннем этапе.
Совместить выступление с расписанием Sakura Gakuin было непросто. Однако представитель фестиваля пришел на наш концерт 21 июля в Meguro Rockmaykan, и, видимо, был впечатлен. Он не раз настойчиво спрашивал: «Разве нет никакой возможности выделить время?» В итоге нам пришлось согласиться, даже без репетиций.
В музыкальной индустрии много людей, заинтересованных в Babymetal. Недавно один из участников Visual Kei-группы написал в Twitter слово «Headbanga!». Одна из его поклонниц решила его загуглить и таким образом нашла Babymetal.
Вопрос: Сейчас стало обычным явлением видеть, как любые новинки в мире айдолов распространяются через различные социальные сети, такие как YouTube, Facebook, Twitter и другие. Это кажется необычным для людей, которые не принадлежат к традиционным поклонникам айдолов. Какие еще моменты вам приходят в голову, если говорить о слушателях Babymetal?
KOBAMETAL: На данный момент среди тех, кого можно назвать поклонниками айдолов, все больше становится людей, которые изначально любили ходить на концерты, а теперь увлеклись и айдолами, а также их живыми выступлениями. Мы даже видим, как на концерты Babymetal приходят люди в футболках Metallica или Las Vegas.
В нынешнюю эпоху, которую в Японии называют «Idol Sengoku Jidai» (Эра воюющих айдолов), многие айдол-группы и исполнители экспериментируют с самыми разными идеями в поисках оригинальности и уникальности. Когда-то в мире рок-групп мы наблюдали, как появлялось огромное количество новых команд, борющихся за популярность, и теперь нечто похожее происходит в айдол-индустрии, создавая атмосферу кипучего энтузиазма.
В современном мире рок-музыки ощущается недостаток той самой энергии или силы, которые позволяют взять нечто необычное и сделать это популярным среди широкой аудитории. В каком-то смысле можно сказать, что рок-сцена сейчас заполнена «отличниками» – музыкантами, которые технически хороши, но скучны. В беседах с представителями музыкальной индустрии мы часто приходим к выводу, что современная айдол-сцена только начинает набирать обороты с той самой «непонятной, но захватывающей» энергией, которая когда-то характеризовала инди-рок-бум 80-х и 90-х годов. Я очень сильно ощущаю это на живых выступлениях Babymetal, и многие люди, которые когда-то работали в эпоху расцвета рок-групп, включая меня самого, теперь заняты в айдол-индустрии.
Вопрос: Можно сказать, что айдолы и айдол-группы сейчас революционизируют музыкальную индустрию. В этом контексте, каковы ваши планы по развитию Babymetal в будущем?
KOBAMETAL: Единственный путь – это идти вперед так же, как мы делали это до сих пор, не отклоняясь с нашего пути. Возможно, на ранних этапах мы делали некоторые «эксцентричные» вещи, и по мере того, как Babymetal набирает популярность, может возникнуть естественная тенденция к смягчению образа. Однако я верю, что три девушки продолжат петь и танцевать под полноценный металл, и мы будем двигаться вперед на полной скорости, не теряя направления.
Во времена расцвета R&B-музыки в Японии, когда были популярны такие артисты, как Amuro Namie и Speed, меня впечатлило, как Perfume сумели занять свою нишу, придерживаясь стиля Techno Pop Idol. Это только мое мнение, но мне кажется, что, несмотря на возможные взлеты и падения на пути к их нынешнему статусу в музыкальном мире, именно потому, что они не плыли по течению, а шли своим путем, им удалось проложить дорогу в совершенно новую эпоху музыки.
Я не могу с уверенностью сказать, насколько большим станет Babymetal, но если мы просто будем следовать стандартной айдол-модели продвижения, группа вряд ли выйдет за рамки переработанного и пресного проекта. Если так, то гораздо интереснее рискнуть и продолжать идти по совершенно неизведанному пути.
Я говорю о потенциале девушек, о страсти и любви к металлу, которые есть у нашей команды, о том, чтобы использовать нашу «странность» как преимущество… Из всего этого родится новый стиль, и я уверен, что мы сможем стать группой, которая будет единственной в своем роде.
Вопрос: В марте 2013 года Су-Метал окончит Sakura Gakuin. Что станет с Babymetal после этого?
KOBAMETAL: Пока я не могу комментировать этот вопрос, но могу сказать, что дальнейшее развитие Babymetal начнет становиться ясным с серией концертов «I, D, Z Legend», которая стартовала в октябре.
Как бы ни сложились обстоятельства, я искренне надеюсь, что участие в Babymetal станет для девушек бесценным опытом.
В Babymetal мы уделяем огромное внимание каждому живому выступлению, и я верю, что сможем превратить это небольшое движение в нечто большое. Если благодаря нам кто-то снова достанет свою старую футболку Metallica из шкафа или скажет «Babymetal стали для меня отправной точкой в мире металла», я буду счастлив.